Главная / Новости / Интервью с экспертом РКЦГМУ Светланой Костиной о вызовах в системе оказания государственных услуг в период пандемии

Интервью с экспертом РКЦГМУ Светланой Костиной о вызовах в системе оказания государственных услуг в период пандемии

06 Ноября 2020

Сегодня  в рубрике "Прямая речь" наш эксперт Костина Светлана Николаевна, преподаватель курса повышения квалификации в РКЦГМУ по теме «Оказание и оценка качества предоставления государственных услуг», кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления УрФУ.

Светлана Николаевна, уже достаточно длительное время мы живем в условиях пандемии COVID-19. Как на новые вызовы отвечает система оказания государственных услуг?

- Безусловно, в период пандемии «узкие места» системы оказания государственных услуг стали более очевидны. Прежде всего, это касается доступности получения услуг. В период пандемии возможность получения услуг не выходя из дома стала особенно актуальной. Мы видим значительные усилия государства по решению данного вопроса - это уже прочно вошедшие в нашу жизнь возможности получения услуг в электронной форме и через МФЦ. Перечень таких услуг постоянно расширяется. Но полностью «удаленно» сейчас можно получить не очень большое количество услуг. Среди них – новые услуги по поддержке семей с детьми, появившиеся в период пандемии, для получения которых достаточно написать заявление и прикрепить минимум документов через портал Госуслуг. Например, на получение единовременной выплаты на несовершеннолетних детей до 16 лет, по данным Минкомсвязи России, в период до 1 октября 2020 года было подано 14 млн заявлений.

Светлана Николаевна, как на ваш взгляд, будет развиваться в дальнейшем система оказания государственных услуг?

- В рамках цифровизации государственного управления предполагается постепенный отказ от «бумажных» документов, переход на их «цифровые» аналоги, в том числе создание различных ведомственных реестров сведений. Это освободит наших граждан от необходимости сбора различных справок, выписок, документов – они будут запрашиваться и передаваться внутри системы государственного управления (органами власти, фондами пенсионного и социального страхования и другими организациями). Хотя данная работа ведется уже несколько лет и носит плановый характер, в условиях пандемии этот процесс стал ускоряться – в этом году Правительство РФ приняло решение о том, что дополнительно около 20 видов сведений будут предоставляться федеральными органами власти в рамках межведомственного взаимодействия, что в целом составило более 100 видов документов и сведений, которые не нужно приносить заявителю лично. Данному процессу будет способствовать и переход на реестровую модель оказания услуг – когда результатом услуги будет запись в соответствующем реестре, как, например, это уже сделано для регистрации прав на недвижимое имущество.

Значительно упростить жизнь граждан поможет и внедрение новых цифровых сервисов оказания государственных услуг – это моносервисы и суперсервисы.  Предполагается создание более 20 так называемых «суперсервисов», которые сочетают в себе комплексный подход, т.е. возможность получить сразу несколько услуг при наступлении определенной жизненной ситуации, и возможность получения услуг удаленно. Например, уже в этом году заработал суперсервис «Поступление в вуз онлайн», а в 2021 году предполагается, что через него можно будет подать документы в 135 российских государственных вузов.

Среди «новинок» системы оказания государственных услуг, которые только начинают появляться, также можно отметить переход на проактивный характер оказания услуг. В данном случае при наступлении определенных жизненных обстоятельств органы власти не ждут обращения заявителя, а сами начинают процесс оказания услуги. В качестве примера можно привести недавно запущенный Минкомсвязью совместно с Минтрудом и ФНС сервис по оформлению материнского капитала, когда заявитель после получения свидетельства о рождении ребенка одновременно без отдельного заявления получает материнский капитал в электронном виде.